Воскресенье, 22.12.2024, 08:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Студенту

Проблематика та поетика французької філософської повісті 17 століття.

16. проблематика та поетика французької філософської повісті 17 століття. (дідро,вольтер-аналіз твору)

«Классический век». Начало «Классического века» знаменуется тремя событиями: оглашением Нантского эдикта, коронацией Генриха IV в 1598 и открытием первого профессионального театра в Париже (Бургундский отель, 1599). «Классический век», растянувшийся в истории французской культуры на два столетия, характеризуется соседством барочных и классицистических традиций на раннем этапе, господством классицизма в царствование Людовика XIV, деятельностью энциклопедистов и философов эпохи Просвещения в 18 в. – вплоть до Великой французской революции.

К концу 16 в. трагедия вытесняет мистерии со сцен театров. Основой сюжетов барочного театра А.Арди (ок. 1579–1632), ведущего драматурга 1610– 20-х гг., была древняя история и мифология. Среди написанных им в разных жанрах пьес (всего около 700) особенный успех имели трагикомедии. Однако лидирующее положение в литературе театр занял позже – с созданием Французской академии (1635) и утверждением эстетики классицизма; первая половина 17 в. знаменуется также расцветом поэзии (М.А.Сент-Аман, 1594–1661; А.Годо, 1605–1672; Ж.Ф.Сазарен, 1615–1654). Светские салоны, ставшие важнейшим фактом литературной жизни 17 в., устанавливающие литературную моду и определяющие стиль культурного общения, способствовали успеху поэтического творчества В.де Вуатюра (1598–1648).

Салон маркизы де Рамбуйе (осн. в 1608) повлиял на становление прециозной культуры, культуры утонченного светского досуга, предполагающей особые свойства сердца и ума, благородные манеры. В прециозности старались соединить традиции куртуазной культуры с современным хорошим вкусом. Расцвет ее происходит в сер. 17 в. в салоне мадемуазель Мадлен де Скюдери (1607–1701). Прециозной литературной школы не существовало, но прециозницы установили в придворной, дворянской и даже буржуазной среде моду на чтение романов (самый известный – пасторальный роман О.д'Юрфе (1568–1625) Астрея, 1607–1618), романических трагедий Т.Корнеля (1625–1709) и особенно Ф.Кино (1635–1688). Прециозные произведения отличались изощренным остроумием; причем предпочитались жанры, приспособленные для исполнения в светских салонах, – письма, диалоги, короткие эпиграммы, мадригалы. Предпринимались попытки возрождения героической эпопеи: Аларик..,1654, Ж.Скюдери (1601–1667); Хлодвиг,1657, Д.Де Сен-Сорлена (1595–1676). Галантный роман, характерный для прециозного направления, оказал влияние на становление комического (Сумасбродный пастух, 1627–1628, Ш.Сореля, 1602–1674) и психологического романа (Принцесса Клевская, 1678, М.М.де Лафайет, 1634–1693). Противопоставлением галантному роману стали бурлескные романы Ш.Сореля (Комическое жизнеописание Франсиона, 1623, 1626, 1633), П.Скаррона (1610–1660) (Комический роман, 1651–1657), обнаруживающие в себе следы влияния плутовского и раблезианского романа. В пародийном Буржуазном романе (1666) А.Фюретьера (1620–1688) классицизм одерживает победу над барокко.

Классицизм во Франции – чрезвычайно влиятельное художественное направление. Он уходит корнями в эпоху Возрождения, определяет культурный облик 17 в. и продолжает свое развитие в эпоху Просвещения – вплоть до первых десятилетий 19 в. «Эпохой классицизма» считают 17 в. Французскую литературу этого времени оценивают чрезвычайно высоко, признавая ее значение для становления немецкой, английской и других европейских литератур. Ранние попытки реформировать французский язык в духе классицизма принадлежат поэту Ф.Малербу (1555–1628). Язык, по его мнению, должен был стать более точным, очищенным и абстрактным. Против реформы, сковывающей свободу поэтической фантазии, выступил в своих Сатирах, 1600–1609, М.Ренье (1573–1613), творчество которого также сыграло роль в формировании классицизма. Однако главными предтечами новой эстетики были философия Р.Декарта (1596–1650) (Рассуждение о методе, 1637) и драматургия П.Корнеля (1606–84).

Классицистический театр основывается на традициях Ренессанса и полемизирует с ними, создавая собственную, нормативную, эстетику. Наиболее влиятельным эстетическим манифестом направления стала поэма Никола Буало Поэтическое искусство (1674), в которой жанры классифицируются в соответствии со специфической тематикой, стилем, системой персонажей, делятся на высокие (эпопея, трагедия, ода) и низкие (комедия, сатира, басня). Важнейшим законом классицизма объявляется закон художественного правдоподобия, замещающего частную правду. Основы классицизма формулировались также в работах Ф. д'Обиньяка (Практика театра, 1657), П.Корнеля (Рассуждение о трех единствах – действия, времени, места, 1660), Ж.Б.Мольера (Критика «Школы жен», 1663), Ж.Расина (Предисловия к трагедиям «Андромаха», «Британник», «Береника», 1668–1671). Первой «правильной» классицистической трагедией считается Софонисба (1634) Ж.Де Мере (1604–86). Вражда театра Маре, где была поставлена пьеса Мере и все ранние пьесы Корнеля, и театра Бургундского отеля во многом определила направление полемики о правилах трех единств, разгоревшейся в 1630-е. Барочные вольности раннего творчества Корнеля вызвали отрицательное Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии «Сид» (1637), составленное по указание Ришельё и отредактированное Ж.Шапленом, одним из главных теоретиков классицизма. Академики нашли сюжет и героиню пьесы Корнеля безнравственными, а «три единства» (действия, места, времени) нарушенными. (Кстати, «три единства» – изобретение не французское; приглашенный на службу к Франциску I итальянский филолог Ю.Ц.Скалигер сформулировал их в своей Поэтике (1561), опираясь на Поэтику Аристотеля). Расцвет классицистической трагедии связан с творчеством Ж.Расина (1639–1699). Если в трагедиях Корнеля (Гораций, 1641; Цинна, 1643; Полиевкт, 1643) борьба в душе героев происходит в основном в форме столкновения гражданского долга и личного чувства и обычно заканчивается победой разума, то в пьесах Расина любовная страсть, как правило, держит верх над моральными обязательствами (Андромаха, 1667; Британник, 1669; Федра, 1677). Классическую французскую комедию создал Ж.-Б.Мольер (1622–1673). Успех к нему пришел с постановкой Смешных жеманниц (1659), однако подлинное его достижение – создание жанра «высокой комедии» (напр., Мизантроп, 1666). Известнейшие пьесы Мольера (Мещанин во дворянстве, 1670; Мнимый больной, 1673 и др.) написаны также в новаторском жанре комедии-балета. Опираясь на традиции фарса и итальянской комедии дель арте, он создал новый тип пьес, непохожий на пьесы Корнеля или Расина, но соответствующий классицистическому идеалу (поучать, развлекая). В 1660-е в прозе происходит поворот от большого героического романа к романизированной новелле; с другой стороны, роман начинает пониматься как история в частных, «человеческих» аспектах. С этими процессами связана популярность жанров писем (напр., письма М.де Савиньи, 1626–1696) и мемуаров (кардинал де Рец, 1613–1679; Ф.де Ларошфуко, 1613–1680; позднее – Л.де Сен-Симон, 1675–1755). Обращением к опыту Монтеня знаменуется творчество моралистов, которые анализировали нравственно-психологическую природу человека в жанрах максим, афоризмов, эссе и писем (Размышления о духе римского народа…,1663, Ш.де Сент-Эвремона; Максимы,1665, Ф.де Ларошфуко; Характеры, или Нравы нынешнего века,1688, Ж.де Лабрюйера). Идеи моралистов проникли в романы мадам де Лафайет, Мариво (см. ниже) и др. Ж.де Лафонтен (1621–1695) возродил жанр басни, а также создал целую систему повествовательных жанров (от басни, новеллы, до поэмы, повести-сказки). Обращение к «низким» жанрам (басня, сказка), интерес к фольклору и активное использование мотивов и сюжетов литературы Возрождения дают основание считать творчество Лафонтена особым явлением в классицизме 17 в. Со смертью великих творцов классицизма произошла стагнация «высших» его жанров: трагедии, поэмы и комедии. Вплоть до Новой Элоизы (1761) Ж.-Ж.Руссо самой читаемой книгой был роман Приключения Телемака (1699) Ф.Фенелона (1651–1715), предвосхитивший философский роман 18 в. (Его Письмо о занятиях Французской академии, 1714, стало компромиссным разрешением «спора».) В 1630-е появляются первые французские периодические издания («Газетт де Франс» (1631–1914) Т.Ренодо). Д.Де Визе начинает издавать «Меркюр галант» (в дальнейшем «Меркюр де Франс», 1672–1820), публиковавший новости двора и небольшие стихотворные произведения. Д.Де Салло основал «Журналь де саван» (с 1665), первый в Европе научно-литературный журнал. П.Бейль издает с 1684 «Нувель де ля републик де летр» (до 1718). Основанный Ж.Леклерком литературный журнал «Библиотэк универсель э историк» (1686–1693) продолжал выходить под названием «Библиотэк шуази» (1703–1713).

Век философов. В 1690-х роман начинает испытывать влияние новой эстетики – рококо. В последней снимаются классицистически-барочные антиномии возвышенного-низменного, трагического-комического и проч., в основе рококо лежит идея эстетического компромисса. Психологизация повествования в этой поэтике (выражавшаяся, в частности, в предпочтении формы романов-мемуаров) сопровождалась ее гибким взаимодействием с разными жанрово-стилевыми началами. Основная жанровая коллизия романа рококо заключается в столкновении «романических представлений» с «естественными» потребностями человека, с одной стороны, и с нормами общества, с другой. Роман А.-Р.Лесажа (1668–1747) История Жиль Бласа из Сатильяны (1715–1735) восходит к плутовскому роману 17 в. Однако в нем преодолеваются характерные для последнего элементы гротеска, характер героя эволюционирует, а счастливый конец истории предвосхищает просветительский роман. К середине 18 в. противостояние комического и психологического романов оборачивается их взаимодействием в творчестве А.Ф.Прево д'Экзиля (1697–1763) (История кавалера Де Гриё и Манон Леско, 1733) П.Мариво (1688–1763) (Жизнь Марианны, или Приключения графини де***, 1731–1741). С рококо связано творчество А.Гамильтона (1646–1720), К.-П.-Ж. Кребийона-сына (1707–1777), Ж.Казота (1719–1792). Поэтика рококо повлияла на прозу Просвещения (повести Монтескьё, Вольтера), сентименталистский роман (Монахиня, 1760, изд. 1796,Д.Дидро). Традиции французского театра 17 в. (драматургии Мольера) продолжали Ж.Ф.Реньяр (1655–1709), Ш.Дюфрени (между 1648 и 1654–1724), Данкур (1661–1725), Лесаж. Однако особой популярностью пользовались пьесы Мариво, во многом отошедшего от мольеровской традиции (Игра любви и случая, 1730). С преобладанием морально-дидактического, сентиментально-патетического связана поэтика слезной комедии, создателями которой во Франции были Детуш (1680–1754) и Нивель де Лашоссе (1692–1754). Слезная комедия подготовила развитие серьезной комедии (мещанской драмы), пропагандируемой Дидро/

 

 

Вольтер
Самым знаменитым из философов был Вольтер (1694-1778), необычайно плодовитый поэт, драматург, баснописец, историк и пропагандист новых идей, испытавший на себе всю несправедливость французского сословного общества. Когда он, избитый наемниками по приказу аристократа, вздумал пожаловаться, его тотчас упрятали в Бастилию, а выйдя на свободу, он около двух лет провел в изгнании в Лондоне. Вернувшись на родину, Вольтер посвятил жизнь борьбе с несправедливостью в сочинениях, прославившихся безупречной ясностью суждений и убийственным остроумием.
Философская повесть Вольтера «Кандид» (1759) - забавная и поучительная сказка, персонажи которой после многих превратностей судьбы постигают, что в пустых рассуждениях проку нет и надо «возделывать свой сад», иными словами, улучшать мир кропотливым трудом.
Едва ли не самым сенсационным событием середины столетия стал выход в свет 35-томной «Энциклопедии» (1751-80), редакторами которой были Дени Дидро (1713-84) и Жан Д'Аламбер (1717)/

 

 

ВОЛЬТЕР (Voltaire, псевд., наст, имя и фамилия — Франсуа Мари Аруэ (Arouet, François Marie); 21.XI.1694, Париж — 30.V.1778, там же) — французский писатель, историк и философ.

Его отец был богатым буржуа, нотариусом. В. получил образование в иезуитском коллеже

Людовика XIV, а затем в школе правоведения. За сатиру на регента Франции герцога Орлеанского посажен в Бастилию, где провел почти год. Там он сочинил трагедию «Эдип» («(Edipe», 1718), имевшую шумный успех. В. (именно этим именем он подписал пьесу) пророчат славу Корнеля.

Вольнолюбивые настроения поэта отражены в поэме «Лига, или Генрих Великий» («La ligue ou Henri le Grand», 1723), напечатанной за границей. За вызов на дуэль аристократа де Рогана В. сажают в Бастилию, а затем изгоняют из Франции. Три года он провел в Англии, где изучал труды Локка и Ньютона, творчество Шекспира. Позднее Рос. академия, избирая В. почетным членом, особо отметила популяризацию им идей Ньютона. По возвращении в Париж он издает «Письма об Англии» («Lettres anglaises», 1731), приговоренные парижским парламентом к сожжению, так как в книге прославляется английское государственное устройство и осуждается система французского абсолютизма.

Около пятнадцати лет В. прожил в Сирее у своей приятельницы маркизы дю Шатле. Здесь он создает труды по истории, сочинения по математике и философии, трагедии, комедии, поэмы, повести.

Прусский король Фридрих II писал: «Нет, конечно, это не один человек совершает ту поразительную работу, которую приписывают г-ну Вольтеру. В Сирее проживает целая академия, составленная из самых избранных людей. Там живут философы, переводящие Ньютона, эпические поэты, Корнели, Катуллы, Фукидиды, и труды этой академии издаются в свет под именем Вольтера, подобно тому как победы целой армии приписываются одному полководцу».

В Сирее он пишет цикл философских повестей, знаменитые трагедии «Заира» («Zaire», 1732) и «Фанатизм, или Пророк Магомет» («Le Fanatisme ou le Prophete Mahomet», 1740), сатирическую поэму «Орлеанская девственница» («La Pucelle d'Orleans», 1730— 1735) и др.

После смерти в 1749 г. Эмилии дю Шатле В. принял приглашение Фридриха II, мечтая осуществить идеал просветителей — создать модель просвещенного абсолютизма. Живя в Потсдаме, он написал ряд статей для «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера. Пребывание в Пруссии закончилось скандалом, и В. покинул двор Фридриха.

В 1755г. он купил поместье Ферней на границе Франции и Швейцарии. Дом В. стал центром притяжения интеллектуальной элиты Европы. Здесь его, в частности, посещал граф А. П. Шувалов, князья Н. Б. Юсупов и Б. М. Салтыков, графиня Е. Р. Дашкова, директор Петербургской академии наук и президент Российской академии и др.

В Фернее он продолжает цикл философских повестей, пишет «Историю России в царствование Петра Великого» («L'Histoire de la Russie sous Pierre le Grand», 1759— 1763), несколько философских поэм и трагедий, создает «Философский словарь» («Dictionnaire philosophique», 1764) и т. д. Отсюда он обращается к общественному мнению Европы, защищая невинно осужденных Ж. Каласа и юного де Ла Бара. В Европе его почтительно называют «король Вольтер». В 1778г. писатель приезжает в Париж, где его встречают с триумфом. Однако через три месяца В. скончался, а тело его по приказу правительства было вывезено в Шампань и захоронено в аббатстве Сельер. В 1791 г. прах В. перенесен в Пантеон, а на его могиле начертано: «Он подготовил нас к свободе».

Виктор Гюго заметил однажды: «Вольтер не только человек, это целый век». И в этих. словах есть значительная доля истины. Не случайно французы часто называют XVIII в. «веком Вольтера». Он по праву считался патриархом просветителей. Как никто другой, он озарил своим гением век Просвещения, чуть ли не все мыслители той эпохи называли себя его учениками. А. Пушкин писал: «Все возвышенные умы следуют за Вольтером. Задумчивый Руссо провозглашается его учеником, пылкий Дидерот есть самый р ностный из его апостолов». Будучи некоронованным королем буржуазии, и притом не только французской, но и всеевропейской, В. боролся против сословного неравенства, за право человека на мысль и человеческое достоинство.

Поистине необъятно его творчество. Количество сочинений В. поражает. Уже в XVIII в. Бомарше издал два собрания его сочинений — в 70 и 90 томах! Сам В. шутил, что не отдает предпочтения ни одной из муз, а любит всех. Стало хрестоматийным выражение В.: «Все жанры хороши, кроме скучного», и кажется, что он отдал дань любви всем «нескучным» жанрам. Не случайно в стихотворении «Городок» А. Пушкин говорил о нем от имени своего поколения: «Всех больше перечитан, всех менее томит».

В. — один из создателей современной историографии. С его именем связано возникновение понятий исторического факта и историзма, что отразилось на дальнейшем развитии не только науки, но и литературы. Своей задачей он считал создать историю народов. А. Пушкин писал, что В. первым пошел по новой дороге и «внес светильник философии в темные архивы истории». Историю он считал наукой нравственной, поскольку многовековой процесс — это борьба разума и суеверия.

Современники называли В. королем поэтов. Он выступал в различных поэтических жанрах, создавая эпические, ироикоми-ческие, философские поэмы, оды и политические сатиры, эпиграммы и лирические стихи.

Как лирический поэт В. менее велик. Гораздо более блестящ он в эпиграммах, сатирах, комических поэмах. И не случайно вершиной его поэтического творчества стала поэма «Орлеанская девственница», которую А.Пушкин называл «катехизисом остроумия» . После ее появления поэма сразу была внесена в «Индекс запрещенных книг». «Орлеанская девственница» — своеобразная пародия на сочинения официозного поэта XVII в. Ж. Шаплена «Девственница, или Освобожденная Франция» (1656). Произведение В. направлено прежде всего против врага всей своей жизни — официальной церкви. Однако в то же время поэт карикатурно изобразил национальную героиню Франции Жанну д'Арк. Пушкин, начавший переводить поэму, отказался от своего замысла и резко осудил В.: «Раз в жизни случилось ему

быть истинно поэтом, и вот на что употребляет он вдохновение! Он сатаническим дыханием раздувает искры, тлевшие в пепле мученического костра, и как пьяный дикарь пляшет около своего потешного огня... Все с восторгом приняли книгу, в которой презрение ко всему, что почитается священным для человека и гражданина, доведено до последней степени кинизма».

Поэзию В. много и охотно переводили в других странах, в том числе и в России. Среди его переводчиков — П. Сумароков,

A. Пушкин, Е. Баратынский, А. Полежаев и др.

В. был также первым драматургом эпохи, создав более 50 трагедий, комедий, дивертисментов, оперных либретто. Как и в поэзии, в области драматургии он был последовательным классицистом, хотя и учитывал опыт английского театра.

Признанными шедеврами В. стали трагедии «Заира» и «Магомет», в которых речь идет о человеческих судьбах, попранных религиозной нетерпимостью и деспотизмом. В определенном смысле театр В. — это трибуна его идей. Одним из первых он обратился к изображению Востока, что для романтиков станет уже одним из основополагающих принципов.

Из огромного художественного наследия B. наиболее известны «Философские повести» («Romans et contes philosophiques»), которые создавались на протяжении длительного времени — с 1747 по 1775 г. В них, в частности, вошли «Задиг, или Судьба» («Zadig, ou la Destinee», 1747), «Мемнон, или Благоразумие людское» («Memnon, ou la Sagesse humaine», 1749), «Микромегас» («Micromegas», 1752), «Кандид, или Оптимизм» («Саndide, ou I'Optimisme», 1759), «Простодушный» («L'Ingenu», 1767), «Царевна Вавилонская» («La princesse de Baby lone», 1768).

Первая философская повесть В. «Задиг» увидела свет в 1747 г. Условно ориентальный колорит повести вполне соответствовал вкусам людей XVIII в., зачитывавшихся знаменитыми арабскими сказками. Восточная тема интересовала и родоначальника французского Просвещения Монтескье («Персидские письма») и мн. др. авторов.

Обращение к Востоку, помимо намерения показать экзотический колорит, так привлекавший читателей, давало В. возможность говорить эзоповым языком о проблемах современной Франции. Создание жанра философской повести вызвано стремлением соединить образно-сатирический показ действительности с философским содержанием. Классицист по воспитанию и вкусам, В. отходит в «Философских повестях» от правил классицизма. Создавая новый жанр, он осуществляет один из основных принципов просветителей: «Поучать развлекая».

Истоки жанра философской повести В. находят в «Персидских письмах» Монтескье и в произведениях английского Просвещения, особенно в сочинениях Дж. Свифта — не только автора «Путешествий Гулливера», но и «Сказки о бочке». Однако В. сам по себе прозаик чрезвычайно оригинальный: наследуя чужие традиции, он проявляет себя подлинным новатором. В качестве основы он берет жанр любовно-авантюрного романа, столь популярного в XVIIXVIII вв.

Книжный рынок XVIII в. наводнили сотни слезливых романов о приключениях несчастных влюбленных. Это была своеобразная «массовая культура» эпохи Просвещения. Обращаясь к этому жанру, В. разрешал две задачи: во-первых, он привлекал к своим произведениям широкого читателя, а во-вторых, своим смехом уничтожал этот жанр, лишал его права на существование.

Взяв за основу столь популярный, но абсолютно безыдейный жанр, В. наполнил его философским содержанием. По словам А. Пушкина, он наполнил Париж произведениями, «в которых философия говорила общепонятным и шутливым языком».

Юмор подчас становится для В. не только удобным средством, чтобы скрыть свое отчаяние и печаль, но и для того, чтобы обмануть цензоров. «Шутливый язык» позволял говорить о таких проблемах, которых В. никогда не мог касаться в «серьезных» трактатах и сочинениях.

Со старыми философскими и социальными системами, литературными жанрами он расправлялся с помощью смеха. А. Герцен писал: «Смех — одно из самых мощных орудий разрушения; смех Вольтера бил и жег, как молния».

По словам литературоведа А. Михайлова, «героями этих произведений при всем их разнообразии, наполненности всевозможными событиями и действующими лицами оказываются не привычные нам персонажи, с индивидуальными характерами, собственными судьбами, неповторимыми портретами и т. д., а та или иная политическая система, философская доктрина, кардинальный вопрос человеческого бытия».

Главный вопрос, который волнует писателя, это соотношение добра и зла в мире, влияние этих сил на судьбы человеческие. Четкая поляризация добра и зла приводит к определенному схематизму и упрощению характеров. Это, конечно, не свидетельствует о какой-то творческой «беспомощности» В., а говорит о том, что перед писателем стояли совсем иные художественные задачи, которые он решал в соответствии с требованиями созданного им жанра.

ZpTown новости
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Тексты с переводом [5]
Образование [11]
Учеба [11]
Новые технологии [1]
Досуг [0]
Разное [1]
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Перевод с английского
  • Статистика

    Онлайн всего: 6
    Гостей: 6
    Пользователей: 0
    Студентам

    Все права защищены ©.
    Использование материалов данного сайта разрешено
    только с активной ссылкой на //studentu.ucoz.ua!

    Copyright MyCorp © 2024