29. Специфіка англійського реалізму
та його втілення у творчості Ч.Діккенса, Теккерей.
Английские писатели-реалисты,
осмыслив опыт буржуазных революций, дальнейшие пути развития общества
связывались постепенными реформами, поэтому в своих произведениях выдвинули
эстетическую программу добра и милосердия. Решение многих социальных проблем
они перенесли в морально-этическую плоскость. Эти специфические черты воплотились
и в творчестве Ч. Диккенса.
Его романы «Приключения Оливера
Твиста», «Домби и сын», … стали классикой мировой литературы и сегодня
привлекают читательский интерес. Работу над романом «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенс начал в 1837
году, когда в Англии проявились первые результаты действия «Закона о бедных».
В соответствии с этим законом безработных отправляли в работные дома, где они
содержались за счет церковного прихода и принуждались к исполнению никому не
нужных работ. Мужчины, женщины, дети находились в работных домах отдельно, что
приводило к разрушению семейных отношений. Писателя глубоко поразила трагедия
обитателей работных домов, особенно детей. Первые главы романа посвящены
изображению этой трагедии и сатирическому изобличению чиновников, которым эти
заведения подчинялись. Начиная работу над романом, Диккенс хотел написать
что-то вроде произведения о «благородных разбойниках», которые противостояли
бы бюрократической машине государства. Но постепенно замысел романа изменялся.
Диккенсу были слишком хорошо известны законы жизни обитателей «лондонского
дна», чтобы он мог полагаться на их благородство. В предисловии к роману,
написанном через три года после выхода в свет первого издания, Диккенс писал,
что главной своей задачей он считал изобразить «суровую правду». Но эта правда
требовала активного сочувствия, действий, которые могли бы изменить существующее
положение вещей. Диккенс увидел возможность решения конфликта между личностью и
обществом в морально-этической плоскости. В этом романе добро побеждает зло.
Оливер Твист изведал голод, одиночество, боль унижения, но сохранил в своей
душе чистые чувства, человеческое достоинство. И как заслуженную награду за
это судьба подарила ему счастливую встречу с людьми, способными на сочувствие и
христианскую любовь к ближнему. «Оливер Твист» определил главную тему
творчества Диккенса — тему детства. Проходя через все произведения писателя,
она отражает его художественную эволюцию. Образы детей в ранних произведениях
достаточно схематичны. они олицетворяют беззащитность человека, его стремление
к добру и справедливости. Диккенс полагал, что детство — важнейшая пора в
жизни человека, а от отношения общества к ребенку зависит дальнейшая судьба
детей. Поэтому вторая важнейшая для писателя тема — семья, ее благополучие. Эта
тема связана с «рождественской философией* Диккенса, суть которой — надежда на
достижение идеала вопреки всем социальным барьерам и доводы здравого смысла.
Рождество для Диккенса — символ человеческого тепла, радости, отношений,
которые гарантируют, что человек, никогда не будет одинок. Как
писатель-реалист, Диккенс видел, что семейные отношения в бур-, жуазном мире
Англии XIX века терпят кризис. Это стало
главной темой романа «Домби и сын», в котором автор своеобразно решает проблему
наследства. Со смертью маленького Поля мистер Домби остается без наследника.
Читателями романа это воспринимается как наказание героя за его
пренебрежительное отношение к своим детям, за его упрямое чванство. Одной из
отличительных черт социально-психологических романов Диккенса является
использование автором «счастливой концовки». Это связано не только с
«рождественской философией», но и с верой автора в возможность воспитания
художественными средствами. Среди диккенсовских персонажей немало добрых
«чудаков» — людей, чье поведение вызывает удивление с точки зрения мещанского
«здравого смысла», но эта чудаковатость делает их непричастными к миру наживы.
Таков мистер Туте из романа «Домби и сын», мистер Браунлоу и мистер Гримвиг из
романа «Приключения Оливера Твиста» и многие другие.
Социально-психологический
роман XIX в. выявил тесную связь со временем, в нем
отраженным. Авторы французского социально-психологического романа сделали
новый шаг в освещении жизни человека, его психологии, показали влияние
социальных условий на форм.ирование личности, обозначили наиболее характерные
общественные проблемы, создали обобщенные и вместе с тем индивидуальные
характеры. Английский социально-психологический роман, представленный в
творчестве Ч. Диккенса, также отличается мастерством тонкого психологического
анализа, широтой социальной типизации. Но его своеобразие состоит в, том, что
социальные проблемы автор пытался разрешить в морально-этической плоскости.