Творчість Антуана Екзюпері, його життя і його робота
пов’язані між собою дуже тісно і безпосередньо. Сент –Екзюпері сприймав духовну
кризу хх ст.. як найбільше зло епохи і всі свої зусилля спрямовував на
відновлення системи гуманістичних цінностей. Він поєднував у своїй творчості
пристрасть мораліста і допитливість філософа, аргументованість теоретика і
натхнення поета. Тому його ніколи не полишало питання, а що саме робить людину
людиною, Відповідь на це він намагався знайти і під час написання романів,
повістей, оповідань. «Південний поштовий» - найромантичніший твір; у ньому
висловлено бунт проти самовдоволеності буржуа, езкомпромісне неприйняття життя,
позбавленого вищих цінностей. Врешті герой схиляється до філософії дії: доля
людська мусить бути вписана у спільну роботу всього людства. Ця спільна робота
здатна дати сенс і життю, і смерті.Як і всі книги Сент – Екзюпері, «Нічний
політ» - це насамперед роздуми про сенс людського життя, про те, що є ціннішим
за людське життя. Відповідь: справа людини – цінніші за її життя. Його книги
відновляють зруйновану віру людини в моральні і благородні цілі. Зоряна дорога
людей і людства – то дорога віри і надії, дорога шляхетних поривань і душевної
краси.У «Планеті людей» автор розмірковує про крихкість нашої цивілізації, про
постійні загрози війн, природних катаклізмів. Письменник говорить про небезпеку
руйнування гармонії людських відносин, взаємин з навколишнім світом. Його тривожить, що з бурхливим
розвитком матеріальної культури хх ст. духовна культура ставала для людини
другорядною потребою. З глибоким хвилюванням, з душевною мукою думає він про
тих, хто в цьому світі приречений на убозтво – і матеріальне, й духовне.«Планета
людей» пролунала для сучасників яскравою і сильною художньою проповіддю.
«Планету людей» читають нині в усьому
світі, бо в цій повісті утверджується ідея людської єдності.Повість «Військовий
льотчик» за формою – репортаж про події одного дня. Політ над гігантською
битвою в години загальної розгубленості й відчаю відкриває не тільки жах та
безглуздя усього, а й неминучість перемоги над людськими силами. Повість
сповнена болісних роздумів про духовне виродження людей. Потрібно перемогти
егоїстичну роз’єднаність людей, поєднати їх спільністю заради порятунку людства
від фашизму. А тому необхідно діяти, брати участь у боротьби з нацизмом, і тоді
оновляться втрачені духовні цінності.Про повагу до людини, про відповідальність
кожної людини за всесвіт написав мудру і сумну казку «Маленький принц» -
філософська казка – притча. Поява маленького принца в пустелі, його зустріч з
льотчиком – це символічне нагадування дорослому про його дитинство, яке завжди
з ним. А зникнення принца – трагедія дорослого, в душі якого гине дитина. Казка
сповнена здивуванням світлої істоти перед потворністю життя дорослих. Маленький
принц багато чого не розуміє в дорослих людях, а головне їхньої байдужості до
життя та інших людей.
Антуан де Сент-Экзюпери (1900—1944) до конца жизни сочетал литературную деятельность
с профессией летчика. Изображая людей, способных на решительные и смелые
действия, он сам был таким и погиб, сражаясь с фашистскими оккупантами. Повести
Сент-Экзюпери («Ночной полет»—1931, «Планета людей»— 1939, «Военный летчик»—1942 и др.) проникнуты жизнеутверждающей верой в человека. Он прославлял
труд и подвиг, поэтическую любовь и крепкую мужскую дружбу, товарищество
собратьев по профессии, связанных общим делом и взаимопонимание простых людей,
живущих на разных материках. Герои Сент-Экзюперп сознают свой долг и
ответственность перед другими людьми, от совместного труда которых зависит и их
существование, и это чувство
ответственности побуждает литературных героев Сент-Экзюпери действовать
самоотверженно и мужественно даже в самой сложной обстановке. С уважением
говоря о людях, умеющих конструировать крылатые машины и ими управлять, писатель
постоянно проводит параллель между овеянной романтикой профессией летчика и
повседневным трудом рабочего или земледельца. Все виды трудовой деятельности,
в его глазах, содержат в себе романтику и величие как проявление власти над
природой и стихиями, как служение людям.
Повесть «Планета людей»
представляет собой лирический поток
сознания, в процессе которого непосредственные впечатления управляющего
самолетом человека чередуются то с воспоминаниями детства, то с размышлениями
о жизни, о друзьях, о нравственном долге. Но если в романе Пруста поток
сознания замыкает героя в узком кругу его светских знакомств и интимных переживаний,
то у Сент-Экзюпери он целиком обращен к внешнему миру, широко охватывая всю
«планету людей». Пролетая над садами, пашнями, фабричными корпусами, летчик
испытывает живую признательность к тем,
чьими руками все это создано. Он благодарен людям даже за то, что
освещенными окнами своих домов они, сами того не зная, помогают ему
ориентироваться в ночной темноте. Внутренний монолог героя повести «Военный
летчик» проникнут горечью, гневом, жаждой справедливого возмездия. Пролетая
над оккупированной фашистами родной землей, летчик видит опустошенные ноля,
города, напоминающие выброшенные на берег обломки погибших судов.
В военные годы была написана
также лирическая по своей интонации, философская сказка Сент-Экзюпери
«Маленький принц» (1943). Ее содержание
— встреча среди пустыни
потерпевшего аварию летчика* с фантастическим существом из иного мира.
Это ребенок, который, странствуя с планеты на планету, попадает, наконец, на
Землю. Маленький принц любознателен, доверчив и жадно, с детской непосредственностью
тянется к душевному теплу. Но космическое пространство, населенное алчными
накопителями богатств и тщеславными носителями громких титулов, обманывает его
надежды. Карикатурные фигуры ничтожеств, то воображающих себя полноправными
владыками вселенной, то пытающихся превратить ее необозримую красоту в частную
собственность, упрятав ее в свой личный сейф, вводят в сказку Сент-Экзюпери
сатирический социальный мотив. Светлый мир детства болезненно сталкивается с
царящим везде бесчеловечием. И Земля встречает хрупкое одинокое существо,
страстно мечтающее «приручать» и «быть прирученным» безводной пустыней. Лишь
впоследствии он находит на нашей планете цветущие сады и обретает добрых
друзей.
По своему
художественному воплощению «Маленький принц» отличается от других произведений Сент-Экзюпери,
хотя и проникнут тем же гуманистическим
отношением к жизни и к людям. Причудливая фантастика в сочетании с
постановкой в иносказательной форме серьезных проблем позволяет видеть здесь
продолжение гуманистических и обличительных традиций, восходящих к
философским сказкам Вольтера и А. Франса. То плодотворное сближение литературы критического реализма с эстетическими
принципами и творческой практикой реализма социалистического, которое было
характерно для периода борьбы за Народный фронт, еще более окрепло в годы
Сопротивления, когда все французские писатели, дорожившие честью и независимостью
своей родины, — революционеры и консерваторы, атеисты и католики — вошли в
Национальный комитет французских писателей
ради совместной патриотической деятельности. В обстановке жестоких
репрессий Национальный комитет нелегально издавал и распространял свой
печатный орган — еженедельник «Леттр франсэз». Соблюдая строгую конспирацию,
«Полночное издательство» выпускало в оккупированном Париже небольшие по объему
книги, где художественное слово гневно обличало оккупантов и предателей,
прославляло людей мужественного сердца, защищающих национальную свободу и
честь.